Госдеп США выпустил доклад о религиозной свободе в мире. В документе власти Казахстана обвиняются в преследовании «нетрадиционных» течений. Но в Штатах забывают о том, что казахстанцы неоднократно страдали от террористических актов, совершенных религиозными фанатиками. Эксперты считают, что за океаном разыгрывают геополитическую карту.
Доклад Госдепартамента был опубликован в конце июня.
В части доклада о Казахстане приводятся факты притеснений со стороны государства за религиозные убеждения. По словам авторов, власти продолжают задерживать отдельных лиц, заключать их в тюрьму, замораживать банковские счета и штрафовать за религиозные убеждения.
Исследователи, ссылаясь на Forum 18, неправительственную организацию, которая следит за свободой вероисповедания в мире, отмечают, что по состоянию на сентябрь 2023 года восемь мусульман-суннитов были заключены в тюрьму за свои религиозные убеждения и религиозную деятельность. В докладе также приводились случаи избиений в тюрьмах осужденных за религиозную деятельность.
«Власти продолжают использовать закон о религии для наложения штрафов на религиозные меньшинства и ограничения их деятельности», — считают авторы доклада.
По их данным, в 2022 году за нарушение закона о религии было возбуждено 143 административных дела. В первом полугодии 2023 года количество таких административных дел составило 110. Кроме того, указывают авторы, власти не регистрируют мусульманские группы, не относящиеся к ханафитскому мазхабу, подконтрольному Духовному управлению мусульман Казахстана. Как правило, говорится в докладе, разнообразным преследованиям подвергаются мусульмане, однако есть жалобы и со стороны членов общины Свидетелей Иеговы.
Некоторые мусульмане в беседе с авторами исследования сообщили, что подвергались остракизму за ношение хиджаба (платок, закрывающий голову) и отращивание бороды. В школе ношение платков официально запрещено, но этот момент до сих пор вызывает ожесточенные споры.
Аналогичный доклад Государственный департамент США опубликовал и в 2020 году.
В нем также говорится, что казахстанские власти продолжают ограничивать и тщательно контролировать религиозные группы, которые они считают «нетрадиционными», – мусульман, придерживающихся не официально признанного ханафитского мазхаба, а других течений ислама, и представителей ряда протестантских объединений.
«Власти продолжили задерживать и заключать в тюрьмы граждан за их религиозные убеждения, за открытое выражение мнений, запрещали совершать религиозные обряды незарегистрированным религиозным группам, ограничивали проведение ими мирных собраний и запрещали им одеваться в соответствии с религиозными традициями», привлекали к ответственности по обвинениям в «возбуждении религиозной розни», ограничивали издание и распространение религиозной литературы, выпуск которой в стране цензурируется», — пишут авторы доклада.
Согласно приведенной статистике, в Казахстане около 70% населения составляют мусульмане, большинство из них придерживаются ханафитского мазхаба, есть также сунниты шафиитского мазхаба, шииты, суфии, ями и ахмадийцы. Около 26% населения составляют христиане. Большинство из них последователи Русской православной церкви; около 3% являются представителями других христианских конфессий. К «традиционным» религиозным организациям в Казахстане обычно относят ханафитский мазхаб, Русскую православную церковь, католичество, лютеранство, иудаизм.
Кровавая летопись террора
Нужно отметить, что в странах Центральной Азии, в частности, в Казахстане, сложилась ситуация, в которой слепое следование заокеанским советам может нанести огромный вред жителям и усилить угрозу терактов. Достаточно сказать, что Комитет национальной безопасности (КНБ) и другие спецслужбы регулярно выявляют экстремистские группировки, готовящие нападения на мирных граждан. Подавляющее большинство членов таких ячеек принадлежит к нетрадиционным для страны религиозным течениям.
Например, буквально на днях председатель Комитета нацбезопасности Ермек Сагимбаев доложил, что с начала 2024 года предотвращены два теракта.
«Первый теракт был сорван в Актау. Этому предшествовала тщательная оперативная разработка. Один из жителей города попал в поле зрения как приверженец радикальной религиозной идеологии. Он имел судимость за совершение убийства. Под влиянием пропаганды зарубежных боевиков в интернете намеревался совершить подрыв в здании одного из государственных органов. Приобрел компоненты для изготовления самодельного взрывного устройства, в том числе горючие и иные химические смеси, а также поражающие элементы – болты и гвозди. При обыске у него дома были обнаружены и изъяты четыре емкости с готовой взрывчаткой и другие улики, доказывающие факт подготовки к теракту», — сказал Ермек Сагимбаев.
Также КНБ регулярно задерживает вербовщиков иностранных религиозных течений, многие из них ранее принимали участие в боевых действиях в горячих точках. Только в июле в городах Астана, Шымкент, а также в Атырауской и Жамбылской областях КНБ задержал несколько религиозных радикалов. ()
Что касается совершенных фанатиками терактов, то у Казахстана имеется собственная кровавая летопись. В частности, в январе 2022 года, когда протесты против роста цен на газ перешли в погромы, захваты акиматов, отделов полиции и военных арсеналов практически в половине регионов республики, в том числе и крупнейшем городе Алматы, в беспорядках активное участие принимали именно исламисты.
Кроме того, можно ознакомиться с хроникой терактов, которая наглядно доказывает смертоносное влияние салафизма. Это взрывы, нападения на оружейные магазины, военные части, отделения полиции. Теракты, во время которых гибли правоохранители и мирные граждане, чаще всего происходили в Алматы, Таразе, Актобе и Атырау. Одно из самых страшных массовых убийств радикалы совершили в августе 2012 года в Иле-Алатауском национальном парке, расположенном под Алматы. В горах, по данным полиции, исламисты убили 12 человек, избавляясь от случайных свидетелей. Среди погибших был егерь Панайот Захаропуло, его коллеги, а также женщины и ребенок.
Козырная карта религии
Политолог Данияр Ашимбаев считает, что казахстанское общество в религиозном отношении крайне незрело. Во времена Советского Союза религия в принципе не присутствовала в публичном поле, сократившись до редких праздничных или поминальных обрядов. В первое десятилетие независимости в страну хлынули всевозможные проповедники, в том числе, радикального ислама и деструктивных псевдохристианских сект. Многие казахстанцы уезжали учиться за границу, в страны, где насаждался религиозный фанатизм. Эти процессы фактически никак не контролировались государством, идеология «свободы слова» позволяла распространение любых учений, зачастую несущих угрозу самому существованию нации. Теперь государство пытается навести порядок в сфере религии.
В молодежной среде, уверен политолог, ислам — во многом лишь дань моде. Растет число отращивающих бороды, а также женщин, носящих хиджаб или никаб (накидка, полностью закрывающая лицо). Однако зачастую у рьяных адептов веры «каша в голове», подчеркнул Ашимбаев, они не соблюдают каноны, внушить им можно что угодно. Кроме того, религия — отличный рычаг давления на светское государство.
«Если сегодня стоял вопрос ношения хиджаба, то завтра они вполне могут поставить вопрос раздельного обучения мальчиков и девочек, потом поднимется вопрос изменения учебного плана в соответствии с религиозными догматами и так далее. Это все звенья одной цепи. Если где-то есть слабина, то тут же там начинается провокационная информационная атака», — считает политолог.
Данияр Ашимбаев крайне резко прокомментировал доклад Госдепа США.
«На минувшей неделе синхронно появилась пара американских отчетов о ситуации в Казахстане, по которым вполне можно оценить, что Вашингтон хочет от Астаны. (…)
Второй документ — это доклад комиссии США по свободе вероисповедания в странах мира. Процитируем: «власти продолжали ограничивать деятельность казахстанских активистов, выступающих против геноцида уйгуров и других этнических тюркоязычных мусульман в Синьцзяне». Комиссия призывает Казахстан «немедленно освободить всех лиц, находящихся в заключении за их религиозную деятельность или убеждения, разрешить всем заключенным исповедовать свою религию», а Конгрессу рекомендует увязать выведение Казахстана из-под действия поправки Джексона-Веника с «либерализацией» религиозного законодательства», — пишет политолог.
«Как мы видим, американское правительство (и уже не первый год) поддерживает в стране исламский радикализм и фанатизм, а заодно и упорно пытается разыграть исламскую и казахскую карты, чтобы любой ценой испортить отношения Казахстана с Китаем. Понимают ли в Вашингтоне деструктивный смысл своих рекомендаций? Это вполне очевидно, но, видно, наш заокеанский «стратегический партнер» готов пойти на провоцирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов в Казахстане с целью дестабилизировать Центральную Азию, добавить проблем Китаю и России, сорвать процесс афганского и закавказского урегулирования», — добавил он.
«Это если говорить о геополитических картах. Есть еще и экономический фактор в виде инициированного Казахстаном арбитражного разбирательства в отношении завышенных бюджетов развития крупных нефтегазовых проектов с американским участием и подвешенного статуса переговоров по строительству АЭС (посол США ныне из кожи вон лезет, чтобы доказать важность передачи контракта американским компаниям). Понятно, что если Астана вдруг закроет границу с Россией и Китаем и пойдет на новые программы сотрудничества с американским энергосектором, то все претензии к «свободе слова» и «свободе вероисповедания» тут же окажутся весьма несущественными», — заключил Данияр Ашимбаев.
Православный конфликт
Неспокойно и среди казахстанских прихожан Русской православной церкви. С недавнего времени в стране появились некие «раскольники», ратующие за выход из РПЦ. Цели фрондирующих граждан, исповедующих православие, не совсем ясны. Якобы, утверждают последние, Казахстан готов и стремится избавиться от влияния Москвы в вопросах религии. Любопытно, что большая часть требующих изменений проживает за рубежом, а то и вовсе не имеют гражданства республики — к примеру, отец Серафим (Денис Анатольевич Кенесарин), проживающий ныне в Соединенных Штатах Америки.
В одном из интервью протоиерей Вознесенского кафедрального собора в Алматы Александр Суворов подчеркнул, что адепты «раскола», предлагая Казахстану перейти под эгиду Константинопольского патриархата, политически ангажированы. По его мнению, Константинополь имеет тесные связи с США, а его патриарх православным миром воспринимается как актор международного влияния Америки, то есть фигура прежде всего политическая и только после — религиозная. Такие действия откроют ящик Пандоры — православные казахстанцы станут разменной монетой.
Надеемся, что власти поставят жирную точку во всех религиозных вопросах. Госсоветник Ерлан Карин в интервью газете «Казахстанская правда» заявил, что государство будет жестко пресекать любые поползновения, направленные на раскачивание и раскол общества, действуя при этом строго в правовом поле.
«Здесь главным принципом является «неприемлемость крайностей». Мы за духовность, но против фанатизма и мракобесия, за патриотизм, но против ксенофобии и национализма, за либерализм, но против вседозволенности и нигилизма. Все граждане, особенно вовлеченные в общественно-политическую жизнь, независимо от своих политических взглядов и пристрастий, должны ставить общенациональные интересы, сохранение и укрепление государственности превыше всего», – сказал Карин.